(499) 348-98-39  Москва(812) 409-93-36  Санкт-Петербург

Электронное правительство: основные вектора развития

Электронное правительство (электронное государство, e-government, e-правительство) — модель взаимодействия населения, государства и бизнеса, комплексное решение которой основано на применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), автоматизации документооборота, оптимизации взаимодействия между её участниками. Электронное правительство является частью электронной экономики.
Прообраз электронного правительства существовал уже  в СССР, это был проект «Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации» (ОГАС). Академик Глушков В. М. для этого проекта разработал теорию систем управления распределёнными базами данных.
Понятие «Электронное правительство» зародилось на Западе. Однако первой страной, воплотившей идею ЭП, стал Сингапур. В настоящее время считается, что электронное правительство по-настоящему функционирует и реализует все заложенные в него возможности только в Сингапуре и Эстонии.
Электронное правительство использует различные программные технологии. Учитывая, что важной функцией электронного правительства является работа с документами, одной из основных технологий, составляющих ЭП, являются системы электронного документооборота. Системы электронного документооборота автоматизируют делопроизводство (обработка входящих, исходящих документов, учет, согласование), позволяют массово обрабатывать заявки от граждан и организаций.
Без системы электронного документооборота невозможно перейти к безбумажному документообороту.
Модель электронного правительства  (e — government) может быть реализована на разных уровнях в зависимости от участников взаимодействия:

  • G2C (Government-to-Citizen) Государство — Граждане
  • G2B (Government-to-Business) Государство — Бизнес
  • G2G (Government-to-Government)  Государство - Государство
  • G2E (Government-to-Employees) Государство — Государственные служащие

G2C (Government-to-Citizen) Государство — Граждане.
Данный уровень электронного правительства ориентирован на улучшение и упрощение процессов взаимодействия между населением и государственными органами. Целью развития данного сектора является так-же обеспечение и расширение доступа к государственной информации посредством web — сайтов. В перспективе ЭП на данном уровне будет предоставлять все услуги по принципу «единого окна», на одном ресурсе, когда гражданам при необходимости не потребуется устанавливать контакт с каждым учреждением отдельно.
Сектор G2C (Government-to-Citizen) Государство — Граждане предоставляет следующие возможности населению:

  • Процедура оформления справок упростится, время на обращение в госучреждения сократится. Оформить паспорт, зарегистрировать автомобиль, подать декларацию можно будет он — лайн, на одном ресурсе.
  • Расширенный доступ к государственной информации разного уровня: законопроекты, законы, постановления; возможность участвовать в голосовании on — line.
  • Реализация концепции прозрачного правительства.
  • Реализация возможностей и прав граждан, проживающих или находящихся за границей. Географическое местонахождение потеряет актуальность.

G2B (Government-to-Business) Государство — Бизнес.
Сектор G2B (Government-to-Business) для коммерческих организаций несет следующие возможности:

  • Позволит снизить временные издержки и упростить следующие процедуры: регистрация предприятий, подача деклараций, перечисления в фонд социального страхования, уплата налогов и т.д. (за счет реализации он — лайн).
  • Увеличить степень участия в государственном управлении.
  • Единая система электронных госзакупок предполагает создание большей прозрачности проведения государственных тендеров, формирование честной конкуренции и равных условий для её участников.

G2G (Government-to-Government)  Государство — Государство.
Информационно — коммуникационные технологии (ИКТ) в секторе G2G (Government-to-Government) позволят:

  • Повысить эффективность взаимодействия между государственными учреждениями.
  • Повысить качество планирования и управления на местах.
  • Формировать достоверную информацию об общественном мнении.
  • Сократить затраты на содержание государственного аппарата.

В перспективе сектор G2G не будет ограничен рамками одного государства, будет функционировать между странами.

G2E (Government-to-Employees) Государство — Государственные служащие.

Электронное правительство на уровне G2E (Government-to-Employees) обеспечит:

  • Сокращение бумажного документооборота за счет применения системы электронного документооборота.
  • Сокращение временных издержек за счет автоматизации и оптимизации бизнес — процессов.
  • Сокращение расходов.
  • Большая согласованность во взаимодействии с другими государственными учреждениями.
  • Качественно новый уровень работы.  

Если рассматривать государство, как корпорацию, то концепцию электронного правительства можно рассматривать, как информационную систему, ориентированную на автоматизацию процессов управления и оптимизацию ресурсов.

При реализации концепции электронного правительства выигрывают все: государство повысит эффективность работы подразделений, сократит расходы на управление. Коммерческим организациям и гражданам программа ЭП принесет сокращение временных издержек, качественные услуги, экономическую выгоду  в силу снижения стоимости услуги, а так -же позволит сделать государственное управление более прозрачным.

Для реализации проекта «Электронное правительство»  необходимо:

  • Реорганизция работы госучреждений, причем работы по реорганизации должны предшествовать автоматизации процессов (подобно реинжинирингу на предприятиях), поскольку просто автоматизация имеющихся процессов не принесет должного эффекта. Особенно это актуально для России.
  • Обеспечение информационной безопасности.
  • Обеспечение доступности услуг всем категориям населения за счет предоставления услуг посредством разных способов распространения услуг.
  • Обеспечение доступности услуг повсеместно в любое время.

«Электронное правительство», как проект, был запущен в России в 2010 году. В настоящее время реализована программа «Электронная Россия», ориентированная на информатизацию внутренних органов власти. Логическим продолжением проекта является реализация программы «Информационное общество», ориентированная уже на граждан. Целью программы «Информационное общество» является обслуживание населения, предоставление услуг в электронной форме.